Jump to content

Советские джипы


Recommended Posts

В начале тридцатых наиболее распространённым путём повышения проходимости автомобилей было создание трёхосных конструкций с двумя задними ведущими мостами. И если у серийных советских грузовиков того времени ГАЗ-ААА, ЗИС-6 и ЯГ-10 третья ось была нужна не столько для повышения проходимости, сколько грузоподъёмности, то экспериментальные автомобили типа того же ГАЗ-ТК, созданного на базе легкового ГАЗ-А ( Лицензионный Ford-A, кто не в курсе ) строились исключительно для достижения внедорожных способностей:

 

http://www.yaplakal.com/uploads/previews/post-3-13079775403180.jpg

 

Более поздний вариант, ГАЗ-21 1937 года ( не путать с "Волгой" ) был построен уже на базе

 

"Эмки" ГАЗ-М1

 

http://www.yaplakal.com/uploads/post-3-13079776596043.jpg

 

Впрочем, ГАЗ-21 лишь доказал тупиковость этой ветки развития. Опыт США с их Мармонами-Херрингтонами и прочих доказал, что будущее за полноприводными конструкциями. Первая такая машина в СССР была создана под руководством конструктора Горьковского Автозавода Виталия Андреевича Грачёва, который, впрочем, строил и ГАЗ-21. На базе серийного ГАЗ-М1, известного, как "эмка", на ГАЗе тогда создавали модернизированный автомобиль ГАЗ-11, отличавшийся от прототипа, в основном, более мощным шестицилиндровым двигателем ГАЗ-11.

ГАЗ-11 был практически копией американского мотора Dodge D5, только переработынным под метрическую систему, а на первых образцах ГАЗ-11 и вовсе устанавливались купленные в США двигатели Додж, а самые ранние образцы и внешне от М1 не отличались - это уже позже шестицилиндровые машины получили новую, более современную решётку радиатора. И вот, на базе ещё экспериментального ГАЗ-11-40 ( лирическое отступление - по тогдашней номенклатуре легковые автомобили имели двойной индекс - модель шасси и модель кузова. 11-40 - кабриолет в линейке ГАЗ-11 ) Грачёв в июне 1939 года и создал полноприводный ГАЗ-61-40:

 

http://www.yaplakal.com/uploads/post-3-13079778107209.jpg

 

Серийное - ну, как, мелкосерийное их производство началось лишь в 1941 году. Первые шесть автомобилей были построены с открытым кузовом ( ГАЗ-11-40 ), пять из них были переданы военачальникам К. Е. Ворошилову, С. М. Буденному С. К. Тимошенко, Г. К. Жукову и К. К. Рокоссовскому. Однако, зимняя эксплуатация показала непригодность открытого кузова для автомобиля подобного назначения, и эти машины весной 1942 года были переоснащены закрытыми кузовами от ГАЗ-11-73:

 

http://www.yaplakal.com/uploads/post-3-13079780091762.jpg

 

Также закрытыми кузовами оснащались и остальные 194 автомобиля ГАЗ-61 ( правильнее, конечно, 61-73 ), выпущенные за время Великой Отечественной войны. В целом, несмотря на скромные объёмы производства, автомобиль ГАЗ-61-73 можно считать первым серийным автомобилем в классе

люксовых внедорожников, таких, как Range Rover. На базе ГАЗ-61-73 было построено два экземпляра опытного пикапа - артиллерийского тягача ГАЗ-61-415:

 

http://www.yaplakal.com/uploads/previews/post-3-13079781839217.jpg

 

А также выпущено 36 арттягачей ГАЗ-61-417 с упрощённой открытой кабиной:

 

http://www.yaplakal.com/uploads/previews/post-3-13079782811126.jpg

 

ГАЗ-61-73:

Двигатель: ГАЗ-11, бензиновый, карбюраторный, рядный, шестицилиндровый.

Объём: 3 480 см3

Мощность: 85 л.с., при 3600 об/мин

КПП механическая, четырёхступенчатая

Длина: 4800 мм

Ширина: 1770 мм

Высота: 2080 мм

Клиренс: 215 - 235 мм в зависимости от шин.

Колёсная база: 2845 мм

Масса: 1650 кг

Макс. скорость: 105 км/ч

 

http://www.yaplakal.com/uploads/post-3-13079783489590.jpg

 

Однако, комфортабельные внедорожники для командования - это, конечно, прекрасно, но для массового применения в войсках даже 417-е пикапы были дороги и сложны в производстве. А тут ещё кому-то из руководства попался в руки отчёт об испытаниях первого Бантама в США ( см. ) - и подобный конкурс на простой армейский внедорожник, подобный Бантаму, состоялся и в СССР. И, как и в США, в нём приняли участие два конкурсанта - автомоторный институт НАТИ и горьковский Автозавод. Можно отметить, что Германия, Франция и Великобритания, будучи в курсе этих событий, предпочли каждая свой путь, лишь СССР с самого начала оценил перспективность именно американского варианта. Кстати, много понаписано о слепом копировании условий американского конкурса в целом и про недостаточную ширину колеи первых отечественных джипов, в частности. Да, она действительно составляла те же 1245мм, что и у Бантама, и у Виллиса, и, как и эти машины, отечественный внедорожник был весьма склонен к перевороту. И сам Грачёв считал это требование к колее и габаритной ширине автомобиля нелепым, однако, не стОит забывать о том, что самый массовый транспортный самолёт советской армии тех лет - Ли-2 - был лицензионной копией американского Douglas'а DC-3, хоть и назывался он тогда ПС-84 и был, теоретичски гражданским. Тем не менее, задний грузовой люк имел те же размеры, что и у американского прототипа, и именно его шириной объясняется ограничение ширины автомобиля...

 

http://www.yaplakal.com/uploads/post-3-13079784761981.jpg

 

Так как в конкурсе участвовало два предприятия, то и рассмотрим два прототипа. Автомобиль Автотракторного института, названный НАТИ-АР или АР-НАТИ ( АР - Автомобиль-Разведчик ) был конструкцией более прогрессивной, нежели его конкурент от ГАЗа. Тот же двигатель, ведущий свою историю ещё от лицензионного Форд-А начала тридцатых и устанавливавшийся практически на всю продукцию ГАЗа ( рядная четвёрка в 3,285см3 и 40-50 л.с. в зависимости от исполнения ), был форсирована до 57 л.с. с использованием двух карбюраторов. Кроме двигателя и КПП от грузовика ГАЗ-АА ( Полуторки, если что ), автомобиль состоял из полностью оригинальных деталей, что, в условиях начавшейся войны, и определило его судьбу - было построено лишь два опытных экземпляра, которые, хоть и показали себя на испытаниях лучше, чем конкурент от Горьковского Автозавода, так и остались прототипами и сгинули оба примерно в 1943 году...

 

http://www.yaplakal.com/uploads/post-3-13079786116309.jpg

 

А так выглядел самый первый прототип ГАЗа - Р-1 ( Разведчик Первый ). Похож на Бантама, а?

 

http://www.yaplakal.com/uploads/post-3-13079786926684.jpg

 

В августе 1941 года в серийное производство был запущен доработанный автомобиль ГАЗ, как более отвечающий требованиям военного времени - практически все детали, кроме рамы, кузова и радиатора, были унифицированы с серийными моделями и не требовали дополнительных усилий для освоения. Первый советский "джип" ГАЗ-64 был выпущен в количестве всего лишь 672 штук за три года:

 

http://www.yaplakal.com/uploads/post-3-13079787684136.jpg

 

Куда более массовыми оказались бронеавтомобили БА-64 на его базе, которых сделали почти четыре тысячи:

 

http://www.yaplakal.com/uploads/previews/post-3-13079788308501.jpg

 

К началу 1943 автомобиль всё-таки решили модернизировать, в первую очередь увеличив колею до 1446 мм и избавившись от склонности к опрокидыванию. Работы по ГАЗ-67 начались ещё в феврале 1943 года, однако, первые серийные машины увидели свет лишь в сентябре. В целом, с 1943 по 9 мая 1945 года было изготовлено 4851 экземпляр ГАЗ-67 и модернизированного ГАЗ-67Б. Для сравнения - Виллисов по ленд-лизу за это время в СССР было поставлено около пятидесяти тысяч. А ГАЗ-67Б выпускался до 1953 года, всего было сделано более девяноста двух тысяч автомобилей...

 

ГАЗ-67Б

Двигатель: бензиновый, рядный, четырёхцилиндровый, карбюраторный.

Объём: 3 285 см3

Мощность: 54 л.с., при 2800 об/мин

КПП: механическая 4-ступ.

Длина: 3350 мм

Ширина: 1690 мм

Высота: 1700 мм

Клиренс:227 мм

Колёсная база: 2100 мм

Колея : 1446 мм

Масса: 1250 кг

Макс. скорость: 90 км/ч

 

http://s56.radikal.ru/i151/1106/9a/05d74f96d5f2.jpg

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
 Share

×
×
  • Create New...