Jump to content

Экзистенциализм


Recommended Posts

(фр. existentialisme от лат. exsistentia - существование), философия существования - философское течение, рассматривающее индивида, его «я», переживаемый личный опыт, и уникальность всего этого как базис для понимания природы существования человека. Эта философия, в основном, отражает веру в свободу и принимает последствия действий индивида, в тоже время признавая ответственность, сопровождающую его выбор. Экзистенциалисты отдают предпочтение субъективизму, и рассматривают людей в качестве субъектов в безразличной и часто неоднозначной вселенной.

 

История и представители

В России экзистенциализм возник накануне 1-й мировой войны 1914 - 18:

 

* Л. Шестов

* Н. А. Бердяев

 

В Германии экзистенциализм возник после 1-й мировой войны:

 

* М. Хайдеггер

* К. Ясперс

* М. Бубер

 

Нашел своих последователей в период 2-й мировой войны 1939 - 45 во Франции:

 

* Ж. П. Сартр

* Г. Марсель

* М. Мерло-Понти

* А. Камю

* С. де Бовуар

 

В 40-50-х гг. экзистенциализм получил распространение и в других европейских странах: Италия:

 

* Э. Кастелли

* Н. Аббаньяно

* Э. Пачи

 

Испания:

 

* Х. Ортега-и-Гасет (относительно близок)

 

В США в 60-е гг. идеи экзистенциализма популяризировали

 

* У. Лоури

* У. Баррет

* Дж. Эди

 

К экзистенциализму близки религиозно-философские направления: Французский персонализм:

 

* Э. Мунье

* М. Недонсель

* Ж. Лакруа

 

В немецком протестантизме Диалектическая теология:

 

* К. Барт

* П. Тиллих

* Р. Бультман

 

Своими предшественниками экзистенциалисты считают:

 

* Б. Паскаля

* С. Кьеркегора

* М. де Унамуно

* Ф. М. Достоевского

* Ф. Ницше

 

На экзистенциализм оказали влияние философия жизни и феноменология Э. Гуссерля.

 

Содержание учения

Эта философия возникает как антропологическая по своей направленности. Ее центральной проблемой является проблема человека, его существования в мире. Экзистенциализм возникает как пессимистическое философское мировоззрение, которое поставило вопрос, волнующий человека в условиях современной цивилизации: «Как жить человеку в мире острейших противоречий и исторических катастроф?» Экзистенциалисты пытаются дать ответ на данный вопрос, для чего обращаются к предшествующей философской мысли и к изучению современных форм человеческого бытия, культуры, к исследованию переживаний субъекта, его внутреннего мира.

 

Экзистенциализм привлекает своей озабоченностью, глубокой искренностью чувств и выстраданных оценок того мира, в котором оказывается индивид, а также анализом самочувствия человека, помещенного в различные социальные ситуации, в том числе в «пограничные» между жизнью и смертью, здоровьем и болезнью, обретением близких.и их потерей, свободой и несвободой и т.п.

 

Экзистенциализм возникает в период мировых войн (немецкий - в Первую мировую войну, французский - во Вторую мировую войну) не случайно: это философское отражение драматизма эпохи XX в., самочувствия человека, поставленного между жизнью и смертью, бытием и небытием. Главная его проблема - отчуждение индивида от общества. Экзистенциализм понимает отчуждение многосторонне: и как превращение дея­тельности индивида, ее продуктов в самостоятельную довлеющую над ним, враждебную ему силу; и как противостояние человеку государства, всей организации труда в обществе, различных общественных институтов, других членов общества и т.п.

 

Особенно глубоко экзистенциализм анализирует субъективные переживания отчуждения личности от внешнего мира: чувство апатии, одиночества, равнодушия, страха, восприятия явлений действительности, как противостоящих и враждебных человеку и т.п. Согласно Хайдеггеру, страх, тревога, забота и т.д. составляют субъективное бытие человека или «бытие-в-мире», которое он считает «первичным». Эта первичность «бытия-в-мире» обусловлена, по мнению Хайдеггера, самим «настроением» индивида, его сознанием.Обретение смысла личностного бытия воз­можно лишь потому, что обретение бытия идет от человека, через поиски его собственного Я.

 

У Ясперса это личностное бытие связывается с обостренными поисками человеком своей индивидуальности, которая раскрывается в коммуникации, общении. К человеку, по Ясперсу, надо относиться как к экзистенции, под которой понимается самый глубокий уровень личности человека, то, что не может стать объектом не только изучения, но и философского созерцания. Экзистенциализм оправданно исходит из того, что «погра ничные ситуации» действительно заставляют людей задумываться о смысле и содержании своей жизни, переоценивать свои ценности.

 

Проблемы личностного бытия и «пограничных ситуаций» стоят и во французском экзистенциализме. Среди французских экзистенциалистов оказались писатели, драматурги, деятели искусства, которые в художественной форме рассмотрели, экзистенциальные проблемы. Например, Ж.П. Сартр написал не только собственно философские произведения, такие как, «Воображение», «Воображаемое», «Бытие и ничто», «Экзистенциализм - это гуманизм», «Ситуации» - в 6 томах, но и литературные сочинения - «Мухи», «Слова», «Тошнота», «Мертвые без погребения» и другие.

 

А.Камю в своих художественных произведениях: «Чума», «Праведные», «Осадное положение», «Миф о Сизифе», «Изгнание и царство», «Падение» - ставит вопрос, стоит ли жизнь того, чтобы жить? И писатель приходит к выводу, что человеческая жизнь абсурдна. Единственная же правда в жизни - это непокорство. Так, Сизиф, хорошо осознавая всю абсурдность своего труда, превращает свой тяжкий труд в обвинение богам: в бессмыслицу внес смысл своим вызовом. Позже Камю придет к выводу, что из абсурда есть и другой выход - самоубийство. В годы Второй мировой войны, когда Камю принимал участие во французском Сопротивлении, он считал, что в мире «кое в чем» все же смысл есть. Например, в спасении человека. Однако обстановка удушья в обществе не перестает его волновать все другие годы. Это он и выразил в произведении «Чума».

 

Камю, Сартр, Марсель экзистенциальные понятия относят не только к отдельному индивиду, но и ко всему человечеству: все человечество находится в «пограничной ситуации», охвачено чувством страха перед глобальными катастрофами. Задача философии экзистенциализма - помочь человеку, который неотделим от человечества. Пересматривая ценностные ориентации, в том числе и свое мышление (о чем писали Рассел и Эйнштейн в своем «Манифесте»), человек должен создать такие исторические условия, которые обеспечат решения всех острейших проблем.

 

Статья основана на материалах Большой советской энциклопедии и учебной литературы для ВУЗов.

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
 Share

×
×
  • Create New...