Jump to content

Розыгрыши, которые устраивает композитор Никита Богословский


Recommended Posts

Розыгрыши, которые устраивает композитор Никита Богословский, популярны, кажется, не менее, чем анекдоты про Василия Ивановича Чапаева. От самых различных людей в самых неожиданных местах можно услышать рассказ о какой-нибудь из его шуток. Их так много, и они настолько блестяще-остроумны, что я знаю одного человека, который всерьез утверждал, что все эти байки — народные, а Богословский — вообще образ собирательный. Ну не может один человек, даже очень талантливый, все это сочинить... Я решила встретиться с Богословским и выяснить авторство.

 

 

 

— Никита Владимирович, существует известная история о том, как вы разыграли Сергея Михалкова, заказав ему церковный гимн...

 

 

 

— Знаю, знаю. Кто-то позвонил Михалкову — он, как известно, автор Государственного гимна СССР: "Говорят из Московской патриархии. Патриарх просит вас написать гимн Русской православной церкви". Михалков стал сильно отбрыкиваться и объяснять, что ему это неудобно, поскольку он автор государственного гимна, а церковь отделена от государства, и так далее. Но, когда ему назвали сумму, которую он получит наличными, Михалков помягчел. И вот за ним заехали, посадили в машину и привезли в какой-то двор. И ввели со служебного входа, который он, разумеется, не знал, в ресторан "Арагви". С размаху открыли дверь в кабинет, где его уже ждали двенадцать "судей". "Ну что, — спрашивают, — продался за деньги, Союз нерушимый?"

 

 

Эту историю я слышал от нескольких человек. Сам я к ней нисколько не причастен. Но если это было, то именно так. Кстати, в связи с церковью помню другую прелестную историю.

 

 

 

Был такой Сережа Черков, прекрасный театральный макетчик. И вот как-то ему позвонили из церковного ведомства. Сказали, что у патриарха к Черкову просьба: сделать за хорошее вознаграждение макет Елоховского собора. Черков, конечно, удивился, а потом подумал, что денег все равно нет — он был выпивоха, и стал лепить макет. Через месяц, закончив, он завернул свой макет в полотенце и принес в патриархию. Там, узнав, кто заказал макет, очень удивились, но послали узнать у патриарха. Тот спустился, посмотрел на работу Черкова и говорит: "Какая прелесть! Я как раз должен ехать в Афины, и это будет прекрасный подарок!" Черкову тут же принесли старыми деньгами сто тысяч рублей, и, очень довольный, он ушел. Так и не узнав, что его разыграли. А устроил это один из моих друзей, но без разрешения не могу раскрыть его имени. Я к этой истории отношения не имею.

 

 

 

— Ну а к каким же имеете?

 

 

 

— Вспомнить бы... В свое время в "Вечерке" был такой раздел — "Субботний вечер", и там печатались различные загадки. Тот, кто первым присылал правильный ответ, удостаивался высокой чести — фамилию победителя печатали в газете. И вот как-то читаю там очередную дурацкую загадку: по болоту прошла мама с мальчиком, кто из них раньше утонул? Я быстро сообразил, что мама должна была утонуть раньше, поскольку у нее туфли на каблуках, а у мальчика подошвы плоские, и быстро послал ответ в редакцию. И вот "Вечерка" печатает: первыми на нашу загадку ответили домохозяйка Сергеева, ученик четвертого класса Коля Клементьев и писатель Борис Ласкин. (Я так подписал свой ответ.) Ласкин, ничего не подозревая, выходит из дому, и ему встречается Кривицкий, известный журналист. Тот через дорогу кричит Ласкину: "Редактор сказал: если ты хочешь продолжать работать в "Красной звезде", то прекрати эти глупые ответы и веди себя прилично!" Ласкин ничего не понимает. Потом ему встречаются Масс и Червинский: "Умница, — говорят, — как же это ты догадался?" Когда Ласкин дошел до ЦДЛ, там уж его поздравили все. Позор был на всю Москву...

 

 

 

Потом ему показали газету, и он понял, чья это работа.

 

 

 

А вот еще история, связанная с Ласкиным. В той же "Вечерке" я прочитал объявление, что институт, который изучает миграцию птиц, просит, чтобы все граждане, которым попадется на глаза окольцованная птица, сообщали по такому-то адресу. И вот ранним утром спящего Ласкина будит телефонный звонок. И неизвестный ему голос спрашивает: когда можно прислать за птицей? Он подумал, что это какой-то розыгрыш, что-то буркнул. Позвонили второй раз. Ласкин в злобе повесил трубку и лег опять. Через час его уже разбудил звонок в дверь — явился человек с клеткой: отдайте, говорит, наконец птицу! И показывает Ласкину его собственное письмо (сочиненное, конечно же, мною). Тот читает: "Дорогие товарищи! Прочитав ваше объявление, я, находясь на станции Лось Северной железной дороги, вдруг увидел окольцованную птицу неизвестного оперения. С трудом я ее поймал, и у птицы на лапке было кольцо с надписью "Sik transit Gloria mundi, Неаполь, 1950 год". Хочу вас просить поскорее забрать эту птицу, поскольку я хочу послужить родной науке, а, с другой стороны, птица отказывается принимать пищу и может вскоре подохнуть". А в конце была приписка, сразившая Ласкина наповал: "Прошу мне вернуть это письмо, так как я собираю свой литературный архив".

 

 

 

Помню еще две истории с участием Ласкина. Друзья Ласкина знали, что он ждет какой-то очень важной посылки. И вот Боря получает извещение, что посылка пришла. Причем почтовое отделение — очень дальнее. Ласкин быстро туда мотанул, взял посылку, принес ее домой. Открыл — а там кирпич с надписью: "Носи на здоровье". Это — моя работа.

 

 

 

И другая, очень давняя история. Я жил в Киеве в огромном номере, и мне было скучно. И я предложил Ласкину — переезжай ко мне, вдвоем будет веселее. Ласкин был парень бережливый, ему не улыбалось платить за свой номер, и он с радостью ко мне переехал. Прожили мы какое-то время, и тут я выясняю, что у меня кончились деньги. Тогда я говорю: "Боря, я лечу в Москву и вернусь с деньгами через два дня". Возвращаюсь в Киев и сразу, от портье, звоню в свой номер. И тонким голосом говорю: "Это я, твоя дорогая девочка, я сейчас бегу в твои объятия. Быстрее раздевайся!" А администратор вдруг бледнеет и говорит: "Никита Владимирович, вы куда звоните?" "Как куда, в свой номер!" Тут он чуть не падает в обморок. Оказывается, Ласкин, чтобы не платить за такой большой номер, переехал, и в наш поселили вновь назначенного министра внутренних дел Серова, и пошутил я с ним. Я был сильно перепуган — время было серьезное. А наши артисты, уходя по ночам на съемки, еще стучали мне в дверь: "Богословский, с вещами!"

 

 

 

— А вот рассказывают, как вы разыграли Михаила Ульянова. История такая. Как-то в квартире Ульянова раздается звонок. И приятный мужской голос говорит: "Михаил Александрович, вас беспокоят из Министерства судостроения. Мы сейчас заканчиваем строительство большого корабля, который будет выполнять загранрейсы, и хотели бы назвать его вашим именем. Вы не против?" "Что вы, конечно, нет", — отвечает польщенный Ульянов. Через некоторое время звонят опять. "Михаил Александрович, накладка. С кораблем не вышло. Но мы хотели бы присвоить ваше имя новому красивому речному трамваю. Вы как на это смотрите?" "Хорошо", — отвечает Михаил Александрович. Через месяц — снова звонок. "Михаил Александрович, и с трамваем не получилось. Но мы не хотим отказываться от увековечения нашим министерством вашего имени. Что, если мы назовем "Михаил Ульянов" большую грузовую баржу?" "Ну что ж, баржу так баржу, — вздохнул Ульянов. — А что на ней возить-то будут?" "Говно", — последовал ответ.

 

 

 

-— Все правильно, только звонили не Ульянову, а Цареву. И сделал это кто-то из артистов Малого театра, кажется, Виталий Доронин А я, когда узнал, очень завидовал.

 

 

 

— Никита Владимирович, тогда расскажите, как вы появились в окне своей квартиры — со стороны улицы, я столько об этом слышала...

 

 

— Это не я, это— Соловьев-Седой. Но в тот вечер мы были вместе. Помню, в Ленинграде был большой пир. Потом мы наняли трамвай, который закончил работу, и он развозил нас по домам. К дому, где жил Соловьев-Седой, рельсы не подходили. Мы распрощались, и он вышел. И у своего дома Василий Павлович увидел какие-то ночные ремонтные работы. Тут он кстати вспомнил, что время позднее, а ключи от квартиры он забыл, и попросил ремонтников, чтобы его подняли к нему на пятый этаж. Когда он с улицы постучал в стекло, его жена упала в обморок.

 

 

 

А вот как мы разыграли Соловьева-Седого в наши студенческие времена. Мы отдыхали в Сестрорецке, и он приехал туда очень уставший. Был жаркий летний день, и он, еще совсем белый, заснул на пляже. Спина оказалась обращенной к солнцу. Тогда мы вырезали из газеты короткое русское слово и слюной наклеили ему на спину. В результате спина загорела, а это слово четко белело. Бедный Василий Павлович долго не мог ходить на пляж.

 

 

 

Вообще в юности мы шутили очень много. Но, когда одна из шуток кончилась тем, что мне в рояль налили водки, а потом напустили шпрот, чтобы они там плавали, я очень расстроился. Рояль пришел в полную негодность. Но все-таки оставался единственным рабочим инструментом, другого не было. А тут мне нужно было уезжать, и я поселил в своей квартире знакомого, очень аристократичного молодого человека, жившего в общежитии. Возвращаюсь, смотрю — рояля нет. Я в ужасе: "Ты что, продал мой рояль?" Этот нахал подбоченился и, слегка картавя, ответил: "Время покажет!"

 

 

 

...А вообще-то я больше всего люблю такие розыгрыши, чтобы люди оставались в неведении навсегда. Например, на машинке с латинским шрифтом пишу письмо кому-нибудь из друзей-писателей.

 

 

 

Обращение. — дорогой господин — по-английски, а дальше идет полная тарабарщина, длиннейшие фразы, как это бывает у вьетнамцев, лаосцев. И вдруг, тоже латинскими буквами, проскальзывает название сочинения этого писателя. А через несколько фраз — круглая сумма в долларах. Внизу письма — подпись, тоже по-английски, и адрес — где-нибудь в Австралии или Новой Зеландии. Получив такое письмо, человек очень долго ждет, что ему кто-то позвонит или еще напишет, бегает в иностранную комиссию Союза писателей, чтобы выяснить, что же это за язык. Очень уж манит сумма, за которую явно хотят купить его сочинения. До сих пор некоторые мои друзья в недоумении. Но теперь-то уж время прошло, можно и рассказать об этом.

 

 

 

...А вот еще розыгрыш — в Киеве, перед самой войной. Сидим мы как-то вечером в номере, веселимся, валяем дурака. А из соседнего номера, какие-то два типа-ревизора стучат к нам в стенку -тише, мол!

 

 

 

Нам это несколько надоело. И тогда Марк Бернес звонит им и измененным голосом говорит: "Товарищи, с вами разговаривает администратор гостиницы. Скажите, вы члены партии? Да? Тогда я должен вас как коммунист коммунистов попросить. Дело в том, что сейчас к нам приезжает группа иностранцев, и мы вынуждены вас до утра переселить. Вам постелят в красном зале, а утром вы вселитесь назад. Особенно не одевайтесь — набросьте что-нибудь и спускайтесь". Эти два господина прямо на нижнее белье накидывают пальто и, сверкая кальсонами, спускаются в красный зал. Входят и видят: зал ярко освещен. Стоят буквой "п" столы, сидят разодетые дамы. Все начальство города чествует знаменитого летчика Чарльза Линдберга. Собравшиеся в свою очередь очень удивились, увидев этих двух заспанных раздетых типов. Три дня искали, кто это сделал, ко так и не нашли. А вот еще случай. Обедаем мы как-то в гостинице "Континенталь" (потом, во время войны, она была взорвана). Я, Бернес и артист Степа Каюков. И Степа говорит: "Как грустно, я получил от жены телеграмму: "Кончай художества, выезжаю!" Мы с Бернесом переглянулись и ушли. Договорились с дежурной. И вот Каюкова из ресторана зовут к телефону — Москва вызывает. Каюков, бросив борщ, подходит. А ему говорят: "Вам наверх дали, в номер". Он бежит пешком на пятый этаж — лифт не работает. Прибегает в номер, а ему: "Товарищ Каюков, к вам в номер звонок не проходит, идите к дежурной". Степа идет к дежурной. Та: "Ох, вас не дождались, дали вниз, к портье". Степа спускается вниз. "Товарищ Каюков, так вас же ждут у телефона наверху!" Степа мотался туда-сюда, пока вконец не обессилел. И тут портье ему говорит: "Товаpищ Каюков, Москва отказалась с вами разговаривать, вас никак не найдешь!" В ресторан Степа вернулся минут через сорок.

 

 

 

— Случалось ли, чтобы ваш же розыгрыш обернули против вас?

 

 

 

— Да. Как-то я написал музыку к спектаклю Исидора Штока. А со Штоком мы были приятели, и я решил его разыграть. И написал ему: "Уважаемый Исидор Владимирович! Как громом меня поразило, когда я посмотрел вашу пьесу. Дело в том, что имя, отчество и фамилия главного негодяя полностью совпадают с моими. Конечно, все события, о которых в пьесе рассказывается, ко мне отношения не имеют, но сослуживцы, которые также были на спектакле, смотрят теперь на меня подозрительно. И друзья стали как-то странно здороваться. Очень вас прошу — когда вы будете эту пьесу печатать, пожалуйста, замените мою фамилию!" И я послал это письмо Штоку, на Союз писателей, будто не знаю его адреса. Но — черт меня дернул — на конверте я автоматически написал свой обратный адрес. Шток уже собрался отвечать, как вдруг ему подсказали — смотри-ка, обратный адрес должен быть тебе хорошо знаком. И вот я получаю ответ. "Конечно, уважаемый товарищ такой-то, — пишет Шток, — бывают такие совпадения раз в столетие. Извините меня, я обязательно исправлю фамилию героя — и в театре, и при публикации". Я в восторге от своей шутки, рассказываю о ней всем.

 

 

 

И тут замечаю, что надо мною хихикают. Я стал доискиваться, в чем дело. И один проговорился. Оказывается, ответ, который мне прислал Шток, надо было читать по первым буквам строк. Они составлялись в фразу: "Никита - дурак". Это был единственный случай, когда мне было отмщение.

 

 

— А какой самый последний ваш розыгрыш?

 

 

 

— Да вот вчерашний. В приложении к "Пари матч", которое я получаю, я увидел дурацкую фотографию — стоят какие-то люди и надпись — вы всегда можете присоединиться к этой группе. Я это положил в заграничный конверт, написал латинскими буквами адрес и отправил Колмановскому и Фельдману. Теперь они несколько дней будут мучиться, звонить мне, чтобы я перевел этот текст и объяснил, что это может значить...

 

 

 

А есть один розыгрыш, который я продолжаю уже 12 лет. В нем замешано большое количество деятелей литературы и искусства, и они до сих пор не знают, что много лет находятся внутри этого розыгрыша. Трое уже умерли. А я все не могу поставить точку — никак не придумаю, как поэффектнее закончить. Должен сказать, что розыгрыш этот ни для кого не обидный, даже для главного действующего лица — он жив и здоров. Надеюсь, что вскоре придумаю какую-то концовку...

 

 

— А случалось вам встретить человека, чьи бы способности к розыгрышу вас по-настоящему восхитили?

 

 

 

— Я вам расскажу одну историю. Она покажется совершенно неправдоподобной, какой до сих пор кажется мне.

 

 

 

Где-то в сорок седьмом году я приехал в Ленинград кажется, с концертами, и остановился, как обычно, в "Европейской". Там всегда был для меня номер — тамошний администратор Александр Михайлович был большой поклонник искусств. Вечером я пошел в ресторан, а когда вернулся, Александр Михайлович говорит: "У меня к ним просьба. Тут приехал один молодой офицер, а у нас нет мест. Может, вы не откажете в любезности — у вас две комнаты, он бы у вас на диване переночевал. А утром он улетает куда-то в Крым". Мне, как всегда, одному скучно, и я отвечаю: пожалуйста. "Я знал, что вы согласитесь. Он уже у вас", Вхожу в свой номер, и навстречу мне поднимается молодой старший лейтенант. Такого типа, какой часто можно было встретить после войны: с лермонтовскими височками, с загадочным выражением лица -— то ли Печорин, то ли Чайльд Гарольд. Крайне вежливый. Единственно, что меня поразило, — его цвет лица. Я бы даже не сказал, что оливковый -— он был просто зеленый.

 

 

 

Мой гость стал устраиваться на диване, а я говорю: "Туг две постели, ложитесь рядышком, и мы немножко поболтаем". Он согласился, и вот что я от него услышал. Я не отвечаю ни за даты, ни за

 

какую бы то ни было достоверность. И, наверное, я бы ему ни за что не поверил, если бы не одна деталь, о которой я расскажу позже. Вот eго рассказ — слово в слово.

 

 

 

- До войны я учился в Сибири, в военном училище, а потом стал там же преподавать. И вот уже перед самой войной меня вызывает командир и вручает пакет, согласно которому я должен отправиться в Москву, в Министерство обороны. Приезжаю, хожу из кабинета в кабинет, все выше и выше, и наконец попадаю к какому-то очень высокому начальнику. Он говорит: "Мы тщательно изучили вашу биографию. И, поскольку вы знаете хорошо английский язык и вас аттестовали как большого специалиста по танковой атаке и стратегии, вы поедете в качестве консультанта и советника от Советского Союза в Северную Африку в распоряжение маршала Монтгомери".

 

 

 

Кружным путем долетаю в Африку, являюсь в штаб. Там — представители от каждой союзной страны, и я — единственный в звании лейтенанта. У других чины повыше. Начинаю осваиваться. И вот перед наступлением на Эль-Аломейн идет совещание штаба и всех консультантов из разных стран. Обсуждают план наступления. Слушаю, и тут у меня созревает свой план, и я предлагаю его. С некоторым колебанием мой план сочли резонным. В результате Эль-Аломейн был взят в рекордно короткие сроки, и — могу похвастать — по моему плану. Дальше война в Северной Африке продолжается, и вот предполагается генеральное наступление на Тобрук. И я опять предлагаю свой план. Его принимают, и Тобрук берут буквально за полсуток. После наступления я уже собираюсь ложиться спать, как вдруг ко мне в палатку заходит дежурный офицер: "Сэр, к вам пришли". И... входит Черчилль. Вручает мне орден Бани — самый высокий английский орден — и, пятясь, как перед королевской особой, выходит.

 

 

 

Надо сказать, что обладателей ордена Бани среди иностранцев можно пересчитать по пальцам. Этот орден дает право на лордство и постоянное место в парламенте. Кроме того, англичане обязаны его обладателю построить дом — в любой части земного шара, с угодьями — в зависимости от желания награжденного. Кроме того, оказывается, если кому-то вручают орден Бани, то все союзные страны должны вручить этому человеку по своему высшему ордену.

 

 

 

Тут мой собеседник прервал свой рассказ и спрашивает: "Вы, наверное, не верите мне?" Я что-то пробормотал — мне было сложно скрыть свое недоверие. Тогда он раскрыл свой фанерный чемодан и высыпал на одеяло целую кучу орденов — какие-то звезды с лентами, с бриллиантами, золотые львы. Бог знает что! "Хотите взять какой-нибудь на память?" Я отказался. Тогда он убрал все эти ордена назад в чемодан и продолжил:

 

 

 

— Наши меня наградили орденом Красной Звезды и сделали старшим лейтенантом. Служба моя в Африке продолжалась, но вдруг в один прекрасный день я потерял сознание. Очнулся — около меня фронтовой врач. "Сэр, — говорит,— мужайтесь. Вы заболели болезнью, которой страдают в этих краях только белые. Случаев было всего около двадцати, и, как она лечится, мы не знаем. Посмотрите на себя в зеркало", Я посмотрел и увидел, что мое лицо — ярко-зеленого цвета, как трава, и Хлопнулся в обморок снова. Потом, когда я пришел в себя, врач сказал, что, по его данным, с этой болезнью можно прожить дольше в местах, где существуют определенные колебания атмосферного давления. В СССР это — Симеиз. После этого у меня несколько раз еще случались припадки, но ничего не болело, я лишь чувствовал слабость. Я закончил свои дела в Африке и вернулся в Союз. Приехал к себе в Сибирь — а там и училища моего нет больше, и никого знакомых, родных. И вот завтра я лечу в этот самый Симеиз.

 

 

 

Так мы с ним разговаривали, и я вдруг заснул. Утром его уже не было. Так для меня эта история и осталась загадкой. Есть ли в ней хоть какая-то часть правды? Кто это был? Действительно, герой? Или — гениальный выдумщик и фантазер, который талантливо сцепил такое количество забавных фактов и так убедительно их рассказал? Но откуда тогда у него все эти ордена? Ограбил какой-то музей? Вряд ли... Имени его я спросить не успел. Может, он прочтет эти строки и откликнется? Если жив — после этой "зеленой" болезни...

 

 

Беседу вела Мария ДЕМЕНТЬЕВА

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
 Share

×
×
  • Create New...