Передо мной идет женщина. Впереди девочка лет пяти едет на трехколесном велосипеде. Мать говорит: «Держись поближе ко мне». Малышка поворачивает руль, велосипед опрокидывается, она падает. Разбила нос, ревет. «Вот видишь, – говорит мать, поднимая ее за руку, – все от этого». «Что от чего? – спрашиваю я себя как посторонний наблюдатель и мысленно добавляю: – Это оттого, что не слушаешь мать, непременно тащишь за собой велосипед». http://s017.radikal.ru/i428/1504/22/464cb1f06964.jpg На обратном пути замечаю двухгодовалого малыша с матерью. Только что прошел небольшой дождь, и крохе хочется непременно проверить, как игрушечная машинка ездит по воде. С этой целью он опускается на колени прямо в маленькую лужицу. А что мать? Наверное, очень терпеливая. Или у нее сегодня такой спокойный день. Во всяком случае, она просто останавливается, смотрит на малыша и ждет, не обращая внимания на уличную суету. Значит, все нормально? К сожалению, нет. Вот какой-то спешащий прохожий наступил своей ножищей прямо в лужицу, забрызгав маленькому испытателю автомобилей все лицо. Пробормотал что-то вроде «безобразие» и «надо смотреть за своими детьми» и пропал. Малыш ревет, мать долго елозит рукой по лужице в поисках машинки. И еще одна сцена. Магазин, много покупателей. Под ногами у взрослых нетерпеливо переминается трехгодовалый малыш. Его мать разговаривает с какой-то женщиной. Время от времени малыш о чем-то спрашивает, пытаясь обратить на себя внимание – безуспешно. Наконец мать подошла к стойке. Здесь малыш увидел возможность обратить на себя внимание. Он пытается подпрыгнуть – никакого эффекта, потому что мать как раз выбирает продукты, а это ответственный момент. Собрав все силы, он взбирается на саму стойку. Тут уж мать вмешивается. Хватает его и снова опускает вниз, а сама в это время разговаривает с женщиной, которая стоит за ней. Детская жизнь никогда не была особенно легкой, не надо обманываться на этот счет. Дети всегда как карлики среди великанов. А с теперешними молодыми родителями, у которых рост под метр восемьдесят, разница в размерах еще внушительнее. Дети всегда вынуждены делать то, чего хотят взрослые, большую часть дня полностью подчиняться их ритму, их условиям, их законам. И даже при всех наших финансовых и умственных усилиях, при том, сколько времени мы тратим на то, чтобы наши дети росли в как можно лучших условиях, при всей нашей доброй воле по отношению к ним, эта детская жизнь во многом все еще представляет собой сугубо подневольное существование. А в некоторых отношениях детская жизнь сегодня даже намного тяжелее, чем в прежние времена. Я имею в виду прежде всего то, что дети постоянно вынуждены подчиняться ритму жизни взрослых, бросать все свои дела, когда родители говорят, что надо куда-то идти, – и сразу же превращаться в не что иное, как докучливый привесок к руке матери. Это в первую очередь связано с нашими нынешними жилищными и семейными условиями. Как правило, сегодня нет больше бабушек и тетушек, живущих в том же доме, нет старших братьев или сестер, на которых можно было бы оставить малыша, если надо отлучиться по делам. Так что не остается ничего другого, как брать его с собой в магазин, когда вдруг обнаруживается, что кончилась соль. Для детей это всегда означает маленькую катастрофу. Приходится обрывать космическое путешествие и идти в супермаркет, надо бросать строить мост, хотя грузовики ждут. http://s018.radikal.ru/i506/1504/b4/452e53f52efa.jpg Но дети – это не маленькие собачки, которые радуются, когда их выводят на прогулку, счастливы уже тем, что могут побегать. Часто говорят, что маленькие дети живут только текущим моментом, что они не имеют представления ни о прошлом, ни о будущем, что у них нет целей и планов. Но так ли это? Ладно, для первого года жизни это, может быть, и верно. Но тот, кто внимательно понаблюдает за детьми, быстро поймет, что нередко даже годовалые действуют весьма целенаправленно – к примеру, когда пытаются дознаться, что же скрывается в таинственном ящике на кухне, или усердно стараются вытащить из замочной скважины в шкафу блестящий ключ. Даже у маленьких детей уже есть свои большие планы, и тот, кто постоянно мешает им осуществлять их, не должен удивляться, если дети когда-нибудь перестанут серьезно относиться к тому, что они делают. Хорошо, но что же делать? Ведь надо в магазин, к врачу, в банк, на почту, в салон красоты. Где оставить детей? Бабушка живет далеко, труд няни стоит дорого. Соседки работают. Совершенно очевидно, что хождение в магазин и прочие дела такого рода обременительны не только для детей. Для родителей они со временем тоже превращаются в муку: дети начинают действовать на нервы, потому что им скучно, они то тут, то там останавливаются, неожиданно вырываются и выбегают на проезжую часть улицы, как будто думают только о том, как бы разозлить взрослых. Это их форма бунта против уготованной им роли маленькой собачки, которая должна повсюду следовать за хозяином. Какое-то время они терпят это, но если дело затягивается, начинают провоцировать взрослых. Тот мальчик в магазине всего лишь искал возможность обратить на себя внимание матери. Если бы она быстро не расплатилась, малыш наверняка натворил бы что-нибудь еще. Или та девочка, которая сознательно отъехала на своем велосипедике довольно далеко от матери. Она хотела, чтобы ее позвали, чтобы мать была к ней внимательнее, а та довольно долго – я какое-то время шла за ними – по-прежнему как будто не замечала ее. Должно ли это означать, что мы, взрослые, слишком мало интересуемся своими детьми, когда идем с ними куда-нибудь? Да, именно так. Большинство родителей молча шагают рядом, не глядя на них, не разговаривая с ними. Разве что иногда раздаются призывы к порядку. Между тем сами взрослые, когда идут куда-то вместе, почти всегда о чем-то беседуют, смотрят друг на друга, жестикулируют, в общем, общаются. Понаблюдайте-ка сами за людьми, идущими куда-то со своими детьми. Вы тоже относитесь к таким немым, спешащим, торопливым? Может, вы думаете только о том, как бы поскорее закончить свои дела? Или используете это время безмолвной ходьбы для того, чтобы о чем-то поразмышлять? Попытайтесь все-таки действовать иначе. Прямо сейчас или с завтрашнего утра! Разговаривайте со своим отпрыском! О его играх, его планах. Пусть рассказывает, что он собирается делать, и сами рассказывайте ему о чем-нибудь. Думаете, детям такое неинтересно? Но ведь в общении главное вовсе не содержание разговора. Разговор – это еще и внимание к собеседнику. Помимо своего содержания, разговор означает: я знаю, что ты идешь рядом со мной, я обращаюсь к тебе. А еще он в какой-то мере означает: ты мне нравишься. Проверьте как-нибудь, сколько ненужного детского нытья можно избежать, если разговаривать друг с другом: «Так, что нам еще нужно? Как ты думаешь, сахара у нас еще достаточно? Может, тебе нравится другой мармелад? Смотри-ка, здесь зубная паста стоит дороже, чем в магазинчике напротив». Тот, кто разговаривает с детьми, в том числе и о самых будничных домашних делах, тем самым показывает им, что их принимают всерьез.