наташа2008 Posted February 26, 2010 Report Share Posted February 26, 2010 ИНТУИЦИЯ. Интуиция на бытовом уровне характеризуется как чутье, проницательность, тонкое понимание, проникновение в самую суть чего-нибудь. В психологии интуиция рассматривается как особый вид знания, как специфическая способность, как механизм творческой деятельности. http://s19.radikal.ru/i192/1002/d3/37edbde34142.jpg Философы определяют интуицию как непосредственное, без обоснования доказательствами постижение, усмотрение (от лат. Intueri — пристально, внимательно смотреть) истины. В зависимости от сферы применения различают интуицию в повседневной жизни ("здравый смысл"), в науке, философии, искусстве (художественная интуиция), в изобретательской деятельности (техническая интуиция), профессиональную интуицию (врачей, следователей, педагогов и др.). Существуют различные объяснения феномена интуиции. Но при всех различиях подчеркивается связь интуиции с неосознаваемыми формами психической деятельности, хотя специфика интуиции лежит не в самом факте неосознанности, а в познавательных, творческих и оценочных функциях неосознаваемой деятельности. На интуитивном уровне задействованы все формы чувственности (ощущения, восприятия, память, воображение, эмоции, воля ("чувственная интуиция")) и интеллекта, логического мышления ("интеллектуальная интуиция"). В истории учения об интуиции были попытки (Бергсон и др.) резко противопоставить интуицию и интеллект, логику. Особенно это касалось художественной интуиции. Самонаблюдения выдающихся мастеров искусства (Эйзенштейн, Михоэлс и др.) говорят об обратном. В актах художественного творчества, не говоря уже о научном и техническом творчестве, на неосознаваемом уровне наряду с чувственностью, образами активно работает понятийное, логическое мышление. Интуитивный творческий акт предполагает сжатие во времени, свертывание и переход в подсознание некоторых алгоритмов. Здесь есть нечто общее с закономерностями внутренней речи, где мысль выражается сокращенно. Логика интуиции похожа структурно на алгоритмическое сознательное мышление. Точно так же все формы интуитивной чувственности сохраняют структурное сходство (но в сокращенном виде) с формами сознания. Интуиция — это специфическая человеческая способность, производная от сознания. В этом ее коренное отличие от неосознаваемой психической деятельности животных, от "звериного чутья", имеющего инстинктивную природу. Чутье животных не поднимается до уровня сознания, сознание человека "опускается" на подсознательный уровень "чутья". Зачем это делается? Благодаря "сокращению", "сжатию", "свертыванию" психических процессов происходит колоссальный выигрыш во времени. Расчеты показывают, что на бессознательно-психическом уровне перерабатывается за единицу времени примерно в 10 000 000 раз бóльший объем информации, чем на сознательном уровне. Кроме того, происходит значительная экономия энергии. Многократно замечено, что интуитивный акт совершается быстро и "легко", что свидетельствует об избыточном энергетическом потенциале. Интуиция обычно проявляется в неразрывной связи с особым состоянием подъема духовных и физических сил. В интуитивном творчестве это состояние известно как вдохновение. В процессе интуитивного постижения происходит повышение функциональной активности всех анализаторов (органов чувств), вследствие чего улучшается память. Очень часто замысел, идея интуитивно формируются тогда, когда внимание человека (а внимание — это всегда затрата энергии) сосредоточено совершенно на другой работе. Это перекликается с известным призывом "мыслить в сторону", содержащимся в высказываниях таких крупных ученых, как Лагранж, Пуанкаре, Адамар, Эйнштейн, Вертгаймер и др. Заслуживает внимание тот факт, что интуитивное понимание нередко свойственно природно одаренным, но еще недостаточно эрудированным людям. Это свидетельствует о том, что интуиция может совершаться при неполноте предварительного сознательного анализа. Осуществление интуитивного акта стимулирует самосовершенствование, стремление к творческой деятельности. Когда результат работы интуиции — будь это образ, идея или волевой импульс — "созрел", человек ощущает состояние, напоминающее предродовое. Известна жалоба математика Гаусса о том, что имея давно готовые результаты, он не знает, как к ним осознанно подойти. По поводу таблицы химических элементов Д.И.Менделееву приписываются слова: "Все в голове сложилось, а выразить таблицей не могу". Наступает момент — внезапный, случайный, незапрограммированный, когда созревший результат мгновенно преодолевает порог сознания. Эту "вспышку" сознания называют по-разному — "наитием", "озарением", "инсайтом". Хотя "озарение" произвольно вызвать нельзя, на опыте установлены условия, способствующие, приближающие преодоление порога сознания. Можно назвать несколько таких условий. Фиксация и повторение условий задачи, которую надо решить. Сконцентрировать на них внимание. Закрепить рамки, в которых должна двигаться мысль. В результате растет подпороговая вероятность искомого результата. Счастливая случайность, как последняя капля, переполнившая чашу, одним толчком, скачком может привести к озарению. Важно умение ждать, терпение. Время, проведенное в разумном бездействии — а разумность заключается в том, чтобы не мешать бессознательному процессу — работает на интуитивное озарение. В этой связи полезной может оказаться техника медитации с ее приемами концентрации внимания и преодоления отвлекающих факторов. Отсутствие стереотипов, предрассудков, предубеждений и других "вредных привычек" — другое важное условие преодоления порога. Иногда для получения принципиально нового решения полезно пригласить не опытного профессионала с устоявшимися взглядами, а свободного от стереотипов новичка. Периодическое переключение на другую, в особенности контрастную деятельность. За время "отключения", отдыха, порог может снизиться настолько, что возвращение к задаче сразу приводит к ее решению. Устранение отвлекающих факторов, действующих не в перерывах, а в процессе работы над задачей. Наличие таких факторов во время работы повышает порог принятия решения и препятствует его появлению на свет. Уменьшение энергетических затрат за счет устранений всех излишних, необязательных факторов, не помогающих решению. "Ядро" задачи должно быть представлено в наиболее экономной, компактной и наглядной форме (четкий почерк, размещение на меньшем пространстве, хорошее освещение, удобная поза и т.п.). Станиславский подчеркивал, что для того, чтобы "выманить" вдохновение, нужны приемы, иногда до смешного простые и рутинные. Определяющим для подъема, которое называют вдохновением, является мобилизация и концентрация энергетики. Утомление, истощение, голод, кислородное голодание (гипоксия), отравление, болезнь и т. п. не благоприятствуют работе интуиции. Напротив, отдых, избыток сил, здоровье способствуют творческим успехам. Поэты и художники, да и люди других профессий нередко обращаются в поисках духовного подъема к искусственным стимуляторам: кофе, табак, а нередко и кокаин, ЛСД. Все эти средства подстегивают мозговую энергетику. Но имеются и сугубо индивидуальные приемы, усиливающие приток крови к голове в ущерб остальным органам тела. Шиллер ставил ноги в лед, Мильтон и Декарт опрокидывались головою на диван, Лейбниц мыслил, как правило, в горизонтальном положении, Россини работал, лежа в постели, Руссо обдумывал свои произведения под ярким полуденным солнцем с открытой головой. Определенное влияние оказывает погода, особенно температура. Замечено особенно благоприятное действие знойных месяцев. Известно, что все давние великие цивилизации, когда были получены многие творческие достижения, возникли в широтах с оптимальной среднегодовой температурой — около +20 С°. Интуиции помогает подсказка, которую нередко играет конкретный объект, обладающий многими признаками искомого решения. Когда решение созрело, порой случайная подсказка может сыграть роль последнего толчка, вызывающего разряд, взрыв, озарение. Широко известен пример из биографии Ф.А.Кекуле: сцепившиеся в кольцо обезьяны подсказали ему кольцеобразную структуру формулы бензола. Особенно эффектен в качестве "подсказки" конкретный образ. Многим художникам и изобретателям знаком феномен, когда одни признаки образа тянут за собой другие и образ спонтанно обрастает новыми замечательными деталями и признаками. В считанные секунды абстрактная идея превращается в законченное конкретное решение. Вообще, неосознаваемый скачок от идеи, понятия к образу и от образа к понятию — существенная черта акта интуиции. Когда условия, способствующие преодолению порога сознания не соблюдаются, нарушается способность к целостному, непосредственному "схватыванию" объекта как еще одна важнейшая черта интуиции. В этом случае неосознаваемый процесс "схватывания", постижения целого подменяется рассмотрением деталей и логическим рассуждением. Такая подмена отчетливо видна при заболевании, которое называется "агнозия": больной может описать предмет, перечисляя его детали и признаки, и при этом не узнать предмет как нечто целостное. У них резко сужен объем восприятия. Такое наблюдается и у нормальных людей при восприятии "больших" систем. Человек не может сразу, с одного взгляда составить целостное представление о незнакомом городе, крупном заводе или архитектурном сооружении и т.п. Нужно время и повторное рассмотрение. И лишь люди, наделенные сильной интуицией, способны к целостному восприятию сложных объектов как простых и неразложимых. Сложность у них превращается в простое и единое качество. Именно так воспринимают художественные произведения (портреты, сложные сюжетные композиции и т.п.) люди с развитой художественной интуицией. При этом "схватывают" суть произведения, его глубокий, не лежащий на поверхности сознательного усмотрения смысл. Тот факт, что в сознание входит лишь результат интуитивной обработки информации, а сам процесс не осознается, человеку порой кажется, что кто-то иной, высший, водил его рукой или пером. В момент наивысшего творческого подъема инопобуждение осознается, как доминирующее. На протяжении тысячелетий инопобуждения объяснялись вмешательством богов, муз, "гениев", демонов, "шестикрылого Серафима", "голоса" и т.п. Например, Декарт верил, что на него снизошло божественное откровение, он пал на колени и стал молиться, когда ему пришла в голову идея аналитической геометрии. В 19 в. на смену религиозно-мистическому объяснению приходит психологическое объяснение. Место бога и муз заняло "бессознательное". При этом бессознательный "голос" часто понимался как "внеличностный", "безличностный", "надличностный" и т.п. Бессознательное Я входит в структуру человека. Полноценный творческий акт — это диалектическое единство побуждений реального, сознательного Я и подсознательного, интуитивного Я. Сегодня это нашло дополнительное подтверждение в исследованиях об асимметрических функциях левого (сознательного) и правого (бессознательного) полушарий. В процессе творчества они работают одновременно. Когда в случаях болезни частично отключается левое полушарие (например, у известного композитора вследствие инсульта), творческие функции могут сохраниться. Это происходит тогда, когда правое полушарие берет на себя отчасти функции левого, функции сознательного Я. Личностная природа интуиции отчетливо видна в таком ее проявлении как эмпатия, "вчувствование", вживание, перевоплощение. В этих интуитивных актах, широко представленных в творчестве, в особенности (но не только!) в художественном, Я творца бессознательно идентифицирует (отождествляет) себя с другой личностью, с другим Я, реальным или воображенным. В напряженном диалоге этих двух личностей протекает процесс творчества, будь это художественная, научная, изобретательская деятельность или акты обычного речевого общения. Доказано, что речь — это единство сознательных и бессознательных, интуитивных процессов. Например, теория информации объясняет наличие в речевом общении двух противоположных тенденций: сознательной тенденции к утвердительным и соединительным (союз "и") формам и бессознательной тенденции к отрицанию ("не") и разделительным (союз "или") структурам. Поскольку личность человека предполагает не только работу мозга (физиология) и души (психология), но и работу духа, есть основание постулировать наряду с чувственной и интеллектуальной интуицией, существование духовной интуиции. Бессознательное постижение, переживание, понимание духовного (мировоззренческого) родства с другой личностью как раз и составляет ядро актов эмпатии. И здесь можно согласиться с известным философом Бергсоном, что высшим проявлением духовной интуиции являются акты художественного творчества и художественного восприятия. С этим связана неповторимая и великая роль искусства в жизни человечества. Сегодня много спорят о том, могут ли "думающие" машины смоделировать процессы интуиции. С большой долей вероятности можно предположить в отношении духовной интуиции, что она не подвластна машинам. В работе индивидуального, неповторимого, свободного человеческого духа нет алгоритма, результат этой работы в принципе не поддается предвидению. Ее нельзя до конца формализовать, а значит передать машинам. В данном случае знаменитый спор между "физиками" и "лириками" решается в пользу "лириков". Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
наташа2008 Posted February 26, 2010 Author Report Share Posted February 26, 2010 ?? ????????? ???????, ?????? ??????? ??????. ????? ??????? ???-?? ??? ???????: ??? ?? ???-?? ??????, ?? ?? ??? ?? ???????? ????????. ? ????? ? ?????????? ??????????: ?? ???? ???-?? ?? ???????????? ???, ??? ?? ????? ??? ??????...? http://vkurse.ua/i/2007-10/chto-takoe-intuiciya.jpg??????? ?????, ??????? ????????? ?? ??????, ?? ?????????? ????? ???????? ? ????? ?????? ? ????? ?????? ?????? ?? ????. ?? ???? ????? ????? ?? ????? ???????????? ? ????? ??????, ?? ??????????? ????? ????, ? ??????????? ?????????? ????????? ???? ?????... ?? ?? ????, ????????, ??? ? ????? ?????? ???????????? ???????, ????? ???????! 1. ? ??-??, ??????!????????? ????????? ???????? ???????. ?????????? ? ???? ??? ???????????. ???? ?? ?????????, ??????????? ??????????, ????? ??????? ?????? ??????. ????????, ????? ????? ?????? ??????.??????????? ? ???, ??? ??? ????? ?? ???? ?????? ????????? ?? ??????. ?????? ??? ??????? ??? ?????? ?? ????? ????????, ??????????? ??????????, ??? ??? ??????. ???, ?????, ??? ???, ??????????? ???????? ??????? ??? ??????, ??? ??????????, ??, ??? ??? ?????????? ??????????? ?? ???? ?????. ??????????? ???? ???????????? ? ??????????? ?? ? ???, ??? ????????? ? ??????????. ???? ??? ????? ??? ????????, ?? ?????????, ?? ???????? ?? ? ??? ?????????? ?????, ??????? ??, ?????? ? ????? ???????, ????????? ???? ????????. 2. ????????????? ? ???????? ???? ???????????? ????? ???????? ? ???????, ?????????? ???, ?? ??? ???? ??? ???????, ??? ??????? ??? ?????? ???? ??, ??? ? ??? ????? ?????? ???????? ??????, ????? ?? ?? ?????? ???????????? ? ?????? ??????????. ??, ??????, ??? ???????????? ?????? ??? ????????????? ? ????? ??????????? ? ???????? ???????????? ?? ???? ????. ?????? ???, ??? ??? ?????? ?? ?????????, ? ?? ????????? ??????????, ? ??? ?????? ??????, ????????? ????????????, ?????? ??????? ? ?.?. ?????? ?????????????: ??, ??? ????? ???? ????????, ???? ??????????? ????? ????????????? ???????? ? ????? ???????? ???????. ?????? ??????? ????, ?????? ????. 3. ????????? ???????? ??? ??????? ? ???, ??? ?????????? ??????? ???????? ??? ?????? ??????? ???? ??????, ?? ?????, ????? ??????? ?? ????????????? ????????. ?? ??????? ? ????? ???? ??????, ??? ?? ????? ????????? ?? ???????? ??? ?????? ????? ??????. ? ??? ??? ????????? ??????? ??? ????????, ? ???????, ???????, ???????? ????. ??? ??? ????? ????????? ??????? ??????? ??????? ?????????? ?????????, ? ???? ?? ??? ??? ???????, ?? ???? ??????????? ??????????? ? ?????????? ??????????? ?? ????????, ????????? ?? ??? ?? ???????, ?????? ???????. ? ???? ??? ????? ?????? ?????????. ???????? ?? ????????? ????????? ????? ? ???????????? ????, ??? ??? ????????? ????????? ? ????????. ???????????? ????????????? ??????, ????? ?????? ?? ????, ???? ??????????? ???, ??? ??? ???????? - ?????, ?????, ?????, ?????, ????? ???????... ???????? ?? ????????? ? ???????? ? ????????? ? ??????????? ???????????, ????????? ???-?????? ????? ???????. ? ????? ? ????? ???????????? ?? ? ??? ?? ??????, ???????? ?????? ????? ?????? ??????. ? ??????? ?????? ????. 4. ????????????????? ?? ???????? ??????????? ?????? ? ?????????? ????????? ? ????????. ????????? ???? ????? ?? ?? ?????? ???????????? ?? ????? ?????? ?????????, ??? ???? ?? ?????? ??? ??????????. ?????? ??? ??????? ? ???? ???? ? ? ???????? ?????? ??? ?????? ?????????? ???? ???????????? ????? ????????. ???????? ???? ?????: ??????? ? ????? ??????????????? ???????? ???-?? ?????????????. ?????? ? ?????????? ????????? ????? ??????? ???? ??? ???????: ??? ???????? ????? ???????? ? ???? ????????? ??? ???? ?????????? ??? ????? ???????? ????????????, ????????? ??? ????????? ??????? ????? ????, ?? ??? ?? ?????? ???? ?????????? ????????? ???? ? ??????? ?????? ?????. ????????, ????? ?? ????????? ?????????????? ? ??? ?????? ? ?????? ???????. 5. ?????????? ???? ??????????? ??????? ? ???? ???????? ???????? ? ???? ?? ?????? ??? ????????? ????, ?? ? ???? ????? ???????, ???? ????????? ????????? ?????, ??????? ??? ???????????? ? ????????? ?????????? ? ????????? ???????, ?????????? ? ????????????, ??????????? ?????? ???????? ? ?????? ???????? ?????? ???, ?????? ???????. ??? ???????? ???? ????????? ?? ?????. ???????????, ?????????????, ???????????? ? ????, ??? ?? ?????????? ? ??????? ?????? ???????????, ????? ?????? ????????? ??????.?????? ??-???????, ? ???????? ?? ?????? ????????? ?????? ??????. ???????? ????? ? ????????? 10 ??? (?? ????? ??????? ?? ?????): ???? ????? ?????? ??? ????? ????????. ????????? ??????????, ???????? ?? ??????? ????????? ???????, ???????? ?????? ?????? ???????. ??????? ????? ?????? ?????, ? ????? - ? ????? ??? ??? ???? ? ??????????. 6. ??????? ?????? ?? ??????????????, ??? ?? ?????? ???? ????????? ????????. ??, ????? ????, ???????? ??????? ???????? ???? ?????? ?? ?????????? ???????, ?? ???-???? ????????? ?????????, ??????? ???????????? ? ????? ????????, ???? ???: ??? ??? ??? ????!? ? ?????? ? ????? ? ???? ???????????!? ??? ????????? ? ????????? ????????, ?? ????? ??????????? ????? ?? ????????. ???????????, ????????? ?????? ?? ???????????? ??? ????????? ??????, ????? ????????????? ??, ??????? ?? ???? ?????, ???????, ????? ?... ????????. ?????????? ??????? ????? ????? ???????????? ??????????, ? ??? ????????, ?? ????? ????? ??????????? ?????????? ?????. ?????? ?? ??????? ??? ????? ???????. ??????? ? ????, ???????? ? ?????? ???????? ?????, ?????????? ????????? ? ???????? ?? ????????? ????? ? ????? ????????. ? ????? ?????? ? ??? ?? Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Recommended Posts