Jump to content

Победа советского автопрома


Recommended Posts

«Победа» ГАЗ-М-20 запомнилась нашим отцам и дедам ещё и тем, что время её выпуска пришлось на середину 50-х годов, когда страна залечила самые тяжёлые раны, нанесённые ей войной, и устремилась в своём развитии вперёд, в том числе и в космос. Перемены были не только в экономике, но и в обществе, ведь тогда же началась известная «хрущевская оттепель». «Победа», как лучший из доступных покупателям автомобилей, заветная цель живших тогда людей, и стала символом той эпохи. Поэтому в наши дни она ценится не только как ретроавтомобиль — каждая уцелевшая «Победа» является живой частью нашей истории и почётным гостем на выставках и парадах старинных машин.

 

 

 

http://ochevidec.net/content/story34/98/1.jpg

 

 

Последняя крупная удача отечественных автодизайнеров и по времени, и по названию совпала с крупнейшим достижением отечественных вооруженных сил. В историю отечественных автомобилей Победа вошла как символ послевоенной эпохи — когда страна возрождалась из руин и стремилась к новым рубежам, уверенно превращаясь в сверхдержаву. Это было время больших надежд и удивительных достижений, которые отпечатались в памяти людей вместе с силуэтом популярного легкового автомобиля.

 

 

 

 

http://ochevidec.net/content/story34/98/2.jpg

 

 

Концепция развития автомобильной промышленности СССР в 30-е годы определялась не только экономическими, но и политическими соображениями. С одной стороны, упор делался на быстрое пополнение парка грузовиков, военной техники и общественного транспорта. Последний позволял в кратчайшие сроки разрешить проблему перевозок стремительно растущего населения городов.

 

 

 

 

http://ochevidec.net/content/story34/98/3.jpg

 

 

С другой стороны, вопреки известной поговорке, легковые автомобили были для большинства граждан не столько средством передвижения, сколько роскошью. Поскольку было их мало, и стоили они недёшево, на их обладателей смотрели с завистью. В партийном руководстве имело место мнение, что частные легковушки — это отрыжка буржуазии, а советским людям будет достаточно автобусов и такси. Победить сопротивление консервативных марксистов смог простой аргумент: массовый выпуск достаточно недорогого автомобиля сделает его таким же доступным техническим средством, как и бытовую технику. Необходимо лишь создать для этого промышленную базу.

 

 

 

 

http://ochevidec.net/content/story34/98/4.jpg

 

 

Такая возможность появилась в конце 30-х годов. На Горьковском автомобильном заводе началась разработка двух моделей малолитражек, которые должны были стать основой будущего советского народного автомобиля. А в качестве автомобиля среднего класса предлагалось заменить ГАЗ-М1 (эмку) на что-то более современное и выпускать десятками тысяч ежегодно. Уже подумывали о том, где построить новые цеха, как грянула Великая Отечественная война. Все ресурсы, понятно, были брошены на оборону — и ГАЗ полностью занялся выпуском военных грузовиков, броневиков, лёгких танков, командирских легковушек. Однако проектирование гражданских автомобилей не прекращалось даже в те тяжелые годы. Именно тогда и была разработана Победа.

 

 

 

 

http://ochevidec.net/content/story34/98/5.jpg

 

 

3 февраля 1943 года страна праздновала окончание Сталинградского сражения. В Москве открылось совещание Наркомсредмаша, посвящённое созданию советских гражданских легковых автомобилей. Решение возобновить старые разработки и заняться новыми было встречено с большим воодушевлением, оно вселяло в людей надежду на то, что скоро наступит мирная жизнь.

 

 

 

 

http://ochevidec.net/content/story34/98/6.jpg

 

 

Правда, летом 1943 года процесс был неожиданно прерван: немецкая дальняя авиация начала интенсивные бомбёжки советских предприятий. Сильно пострадал и Горьковский автозавод — по мнению специалистов, на восстановление требовался год, и только благодаря круглосуточной самоотверженной работе людей его удалось запустить уже через месяц.

 

 

 

 

http://ochevidec.net/content/story34/98/7.jpg

 

 

Над проектом нового автомобиля среднего класса начал работать коллектив под руководством главного конструктора автозавода Андрея Липгарта (1898–1980). Его заместитель Анатолий Кригер (1910–1984) занимался ходовой частью, а дизайном и конструкцией кузова — Александр Кириллов, Юрий Сорочкин, а также известный художник Вениамин Самойлов.

 

 

 

 

http://ochevidec.net/content/story34/98/8.jpg

 

 

Вначале новой машине дали рабочее название ГАЗ-25 Родина, и это был первый случай, когда советский легковой автомобиль получил собственное официальное имя. Авторы, наверное, посчитали, что это будет патриотично. Однако они упустили из виду один небольшой нюанс, который, как гласит народный миф, тут же заметил Иосиф Виссарионович Сталин (1878–1953). Отец народов, услышав название новой машины, иронически заметил: и по какой же цене будет продаваться Родина? Конструкторы поняли намёк и срочно сменили имя своего детища, окрестив его самым популярным словом 1945 года — Победа. Благодаря тонкому чувству юмора вождя автомобиль не стал персонажем будущих диссидентских анекдотов, а получил название, символизирующее новую эпоху отечественной истории — в которую он торжественно въехал, сверкая хромированным капотом.

 

 

 

 

http://ochevidec.net/content/story34/98/9.jpg

 

 

Автомобиль практически с нуля был создан в течение года — его первая модель выехала во двор автозавода в ноябре 1944 года. Но в то военное время даже такой срок считался долгим, ведь многие конструкторы создавали свои модели за несколько месяцев. Поэтому то, что в современном автомобилестроении считалось бы рекордом, тогда было нормой. При этом следует учитывать огромный дефицит ресурсов, который компенсировали находчивостью. Например, деревянные (из ольхи) детали макета кузова постоянно коробились. Тогда их решили изготовить из красного дерева, неизвестно где раздобытого в военное время. Но эти усилия оправдались, потому что именно кузов стал главной особенностью Победы.

 

 

 

 

http://ochevidec.net/content/story34/98/10.jpg

 

 

 

http://ochevidec.net/content/story34/98/11.jpg

 

 

 

http://ochevidec.net/content/story34/98/12.jpg

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
 Share

×
×
  • Create New...